5 тезисов, которые вы могли узнать, если бы пришли на первый день обучения в четвертьфинале Social Weekend
Четвертьфинал крупнейшего конкурса социальных проектов − это обучение у практикующих экспертов. Мастер-классы первого дня − базовые: проектный менеджмент, бизнес-моделирование, продюсирование, креатив. Ниже приводим конспект лекций и по одному, но главному тезису от каждого спикера. Уверены, вы задумаетесь над сказанным, даже если не участвуете в Social Weekend.
№1 "ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО КТО-ТО РЕШИТ ЗА ВАС ПРОБЛЕМЫ − ДУМАЙТЕ ДАЛЬШЕ. НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ. ХОТЯ НЕТ. ОДНОВРЕМЕННО С НЕЙ УМРЕТ ВАШ ПРОЕКТ..."
АЛЕКСАНДР СКРАБОВСКИЙ, ДИРЕКТОР МЕСТНОГО СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА "ДОБРА",РУКОВОДИТЕЛЬ КОНКУРСА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ SOCIAL WEEKEND
Традиционно день обучения стартует в 10:00. Открывает его руководитель конкурса − Александр Скрабовский. Он рассказывает, что будет происходить в ближайшие два месяца.

Здесь небольшой приквел. На старте в сезон пришло 383 заявки. И только 50 проектов попали в трек обучения, после народного голосования и экспертного отбора. Для них пройдет три тренинговых дня. После каждого участники получат домашнее задание, результаты которого должны обязательно внедрить в проект. Обучение проходит в стартап-хабе Imaguru в Минске. От каждого проекта организаторы приглашают по два участника. Как правило, это автор и человек, чье направление работы соответствует теме лекций.

Как уже говорили выше, первый день направлен на то, чтобы взглянуть на проект со стороны, разобрать на части и собрать заново. Речь Александра Скрабовского можно назвать вдохновляющей, но с пометкой "не для слабонервных".

Сейчас вам придется доказать, что действительно хотите реализовать свою идею. Сколько необходимо работать? Постоянно. Название, бизнес-модель, план продвижения - все можно и нужно улучшать. Спикеры дадут обратную связь, но помните − только вы принимаете решения, что делать с их точкой зрения и советами. Хотите − слушайте, хотите − нет. Главное − результат. Никто за вас ничего не сделает. Мы можем помочь с контактами, поделиться опытом, но ваша идея останется вашей до конца.

Александр рекомендует задавать больше вопросов, участвовать во всех активностях на лекциях, не ждать поддержки и надеяться на себя.
№2 "ЕСЛИ − ТО: ПРОБЛЕМА НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ЛЮДЕЙ, А РЕШЕНИЕ — ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПЕРЕЖИВАНИЙ..."
СВЕТЛАНА ЗИНКЕВИЧ И МАРИША КОРЖ ИЗ ОФИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И КОММУНИКАЦИИ
Какие ассоциации вызывает название проекта? Какое впечатление будет, если прочитать описание, оставленное автором при подачи заявки? Где лучше оставлять описание и почему так важно говорить об идее, проблеме и решении в одно предложение? Организаторы не раз подчеркивали, что после обучения проект на старте и проект в финале могут сильно отличаться.Светлана и Мариша много лет руководят проектами в некоммерческих организациях. Их лекция - это разбор полетов. Работает это так: участник поднимает руку — его идею анализируют, вовлекая аудиторию.

Что необходимо запомнить? Проблема должна отражать потребность людей.

− "Отсутствие детской площадки" − не проблема. Вернее, мы не можем прочувствовать, почему это проблема и для кого. Если, например, в новостройке много маленьких детей и их мамам нужно ходить на соседнюю площадку, где постоянно нет места, то так и говорите. Стольки-то мамам с детьми такого-то возраста негде проводить время, — говорят Светлана и Мариша.

Также они обращают внимание, что решение должно быть созвучно с проблемой, а достижение результата — измеримым.

− Мамам станет лучше жить, — не показатель. Как вы собираетесь это доказать инвесторам?
№3 "ПОЧЕМУ НУЖНО ИСКАТЬ НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ И ВНЕДРЯТЬ НОВЫЕ СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ? МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ РАСТЕТ И ТЕ, КОМУ СЕЙЧАС 16 УЖЕ ЛУЧШЕ ВЛАДЕЮТ КАНАЛАМИ ПРОДАЖ, А ЕЩЕ ПОНИМАЮТ КЛИЕНТОВ И РЫНОК..."
ИРИНА ДУБОВИК, CEO PROJECT MARKETING
"Меньше слов — больше дела, а слова — только по делу" — лекция Ирины всегда о том, как за минуту рассказать о проекте. Как правило, никто из участников на старте сделать это не может. Сложность даже не с тем, чтобы быстро озвучить проблемы, цель и планы, а в том, чтобы подобрать нужные слова и донести их смысл до потенциального инвестора.

В качестве основного инструмента для стартапов Ирина рекомендует использовать Lean Canvas и прокачивать элевейтор-питч ("быстрая презентация пока едете в лифте").

− Представьте, что вы спускаетесь с потенциальным инвестором с 20 этажа на первый. Как презентовать свою идею? Тренируйтесь и всегда спрашивайте обратную связь.

Ирина всегда часть лекции посвящает практике. Несколько проектов выходят на сцену и питчат. К тем, кто сидит в зале (вопрос не для ответа хором, а конкретному участнику), Ира обращается с двумя предложениями: "Проинвестировали бы? Почему?"

Положительные ответы, как правило, потому что о проблеме люди уже знают.

− Обратите внимание. Перед тем, как предлагать идеи, изучите сферу интересов инвестора или компании.
№4 "ВСЕ ОТ ВСЕГО УСТАЛИ, ПОЭТОМУ КРЕАТИВ − ОТЛИЧНЫЙ ВЫХОД. РАЗВЛЕКИТЕ СВОЮ АУДИТОРИЮ И ОНА ПРИДЕТ К ВАМ ЕЩЕ..."
ДАРЬЯ ГЕРАСИМЕНКО, СОЗДАТЕЛЬНИЦА КРЕАТОНОВ В МИНСКЕ
Выступление Дарьи — это не классическая лекция эксперта, а скорее вдохновляющая речь коуча. Она начала с рассуждений о самом понятии идеи, что оно из себя представляет. Дарья уверена, что каждый из нас полон собственных идей, надо лишь научиться их генерировать. Но прежде чем запустить креативный процесс, спикер сказала о самой недооцененной его части — формулировке условий задачи.

По ее словам, креативщики не запираются в круглой комнате, чтобы придумать что-то гениальное, а используют специальные техники. Самое простое — задавать себе необычные вопросы. За все выступление Дарья предложила под сотню вопросов, которые помогут "запустить" мозг и начать креативить.

Вот только три из них:

− А что если все увеличить?

− А что если вручать антипремию?

− А что если представить, что все люди интроверты?

"Ваша задача — просто много думать. Побеждают в мире креатива не те, кто креативен со старта, а те, кто посвящает этому много времени. Кто придумал больше идей, имеет больше шансов, что хоть одна идея будет гениальной".
№5 "ВНАЧАЛЕ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН "ЗАРАБОТАТЬ" НА БУМАГЕ..."
ИРИНА РОГАЧЕВА, ИКРА
Вероятно, кто-то помнит, как в двухтысячные годы на уроках информатики в школе прежде чем начать программировать задачу, необходимо было ее расписать на бумаге в блок-схемах. Примерно так работает проектный менеджмент, когда необходимо создать продукт. Под продуктом можно понимать, что угодно — услугу, предмет, фестиваль, рекламный ролик. Ирина вместе с аудиторией прежде чем перейти к сложным многоэтапным задачам предлагает разобрать кейс по созданию обычной деревянной табуретки.

− Представьте, что вы придумали первую в мире табуретку. Как вам ее сделать и вывести на рынок, а потом еще и заработать на производстве?

Не будем останавливаться на подробном разборе (вероятно, по нему можно написать отдельную статью) — пусть это будет домашнее задание или задание из разряда "Проверьте себя". Проверя, обратите внимание на следующие разделы: команда, этапы производства, промоушен, бюджет. Особенно на бюджет. И когда эти разделы будут максимально выверены, распланируйте тайминг.

Действия, который вы выполняли "с табуреткой" можно перенести на любой проект. — Имейте в виду, что если вы собрались чем-то руководить, то придется во всем разобраться. Product-менеджер − это человек, которому больше всех надо, поэтому он в состоянии заменить любого в команде, но не будет, потому что его главная цель − планирование и распределение обязанностей.